Термин
«хакасский шаманизм» был выработан в 1994 году Ученым Советом в составе
большой группы ученых — историков, философов, этнографов, религиоведов
и культурологов, проходившем при Верховном Совете Республики Хакасия.
Ученый Совет научно обосновал существование и суть традиционной религии
хакасского народа, проголосовав за необходимость ее юридической
регистрации. Основываясь на решении этого Ученого Совета, мы и будем
впредь непреклонно пользоваться этим термином для обозначения той
философской мировоззренческой системы, в основе которой лежит Годовой
Календарный Цикл хакасских народных праздников.
Считаем
необходимым пояснить следующее: народы, исповедующие шаманизм, на
первое место ставят культы Неба, Солнца, Огня, материнства, высоко
чтятся культы Предков и Святынь-Покровителей. Несомненно, что эти
культы архаичны, но именно в этих культах прослеживается чистое,
священное отношение к Природе, давшей человеку Жизнь. Именно эти культы
отчетливо свидетельствуют о том факте, что это мировоззрение возникло
естественным путем, без всякого вероучителя, именно эти культы еще и
еще раз подтверждают материалистичность и реализм философского
осмысления законов Природы и Космоса. Эту
же мысль подтверждает и следующий факт: именно в соответствии с
космическими циклами и природными ритмами выстроена вся система
Годового Цикла Больших Дней хакасов. Две диагонали делят год на четыре
основных временных поля священнодействий — Дни весеннего и осеннего
равноденствий, Дни летнего и и зимнего солнцестояний (см. стр.4).
Каждое временное поле было наполнено своей духовной и хозяйственной
значимостью, в соответствии с ними были расписаны социоцентрические,
религиозные, родовые, семейно-бытовые, скотоводческие, земледельческие
и промысловые праздники. У
хакасского народа есть одна мудрая пословица, у которой, как у
бриллианта высочайшей драгоценности, есть своя уникальная оправа —
форма тахпаха. А в форму тахпаха народ облекал только сокровенные
ценности сакрального значения. Вот приводимый нами небольшой фрагмент
из этого тахпаха: Прай ниме тузында, Тузы ирт парза, ноо туза! Прай ниме син!нде, Син! ирт парза, ноо туза! (Всему свое время, А упустишь время, пользы никакой! Всему своя мера, А не выдержишь меры, толку никакого!) Эта
пословица позволяет сделать важный вывод: соразмерно астрономическим
параметрам человек на Земле и наполнил временные поля священнодействий
смыслом, дающим ему экономическую выгоду, морально-этическую
удовлетворенность и чувство единения и гармонии с Природой и Космосом.
А говоря о силах Космоса и Природы, в прямой зависимости от которых жил
человек на Земле, необходимо хотя бы вкратце ознакомиться с иерархией
сил в представлении хакасов, оживотворивших и опоэтизировавших их,
таким образом создавших свой (в отличие от других народов) пантеон
богов, божеств и духов. А
заключение обоюдного согласия и взаимопонимания, а сотворение
сакрального контакта, а осуществление реального диалога с этим
пантеоном, а признание и почитание его и есть суть сути Годового Цикла
Больших Дней хакасов, который мы в разложенном виде рассмотрим
несколько позже. Ранее же нам необходимо для постижения этой сути
ознакомиться с моделью мира (микро- и макрокосма), ярко отраженной в
вышеназванном пантеоне хакасского и, зафиксированной впервые в каменных
изображениях окуневской культуры (II тысячелетие до н.э.) и являющейся
непреложным приоритетом и в наши дни. Традиционная
модель мира хакасов связана с космогоническими представлениями о 3-х
мирах: Верхнем (космическом, воздушном) мире, Среднем (растительном,
животном, водном) мире и Нижнем (подземном) мире. Число 3 изначально
воспринимался хакасами как сакральное число, поскольку оно было
олицетворением треножника очага, который обеспечивал тепло и пищу
жилищу человека. Именно потому они издревле поклонялись трем тройкам, а
в общей сложности девяти Творцам-Чаянам, создавшим и контролирующим
весь солнечный мир (ку:нн!г чир). Верховным Творцом являлся Хан Тиг!р — Каган Неба
(Космос, Вселенная, Галактика). Все в солнечном мире зависело от него:
день и ночь, свет и тьма, утро и вечер, зима и лето, жизнь и смерть. В
наидревнейших письменах о Небе сказано так: «Хан Тиг!р даёт нам жизнь и
время жить в этом мире». У него не было человеческого лика, оно было
огромно и непостижимо, было вечным во времени, бесконечным в
пространстве. Человек перед Вселенной был ничто, но был смел с ним,
почитая его и повинуясь ему. С древних времен и по сей день
главенствующим обрядом является жертвоприношение Небу, которое
совершает население на своем родовом пространстве раз в 3 (!) года. Вторым в этой тройке вселенческих творцов был Ку:н-Солнце
(Солнечная система). В хакасском фольклоре все планеты Солнечной
системы имеют свои названия, миф о золотом тельце — животворном Солнце,
был широко распространен на древнем Енисее еще в тазминской культуре (5
тысячелетий назад). Изображения солнечного божества в изобилии
встречаются с этого периода по всей территории Южной Сибири, пронизывая
все последующие культуры, трансформируясь в солярный знак, изображенный
ныне на государственном флаге Республики Хакасия. А
тот факт, что в период первичной активности российской археологии
учеными были во множестве обнаружены стелы с изображениями богини
Света-Ку:н, говорит о том, что хакасский народ имел тысячелетний опыт
Почитания Абахай Ку:н, которая через посредство солнечных лучей
воспроизводила передачу хут (душ-зародышей) на Землю. Несомненно одно:
до принятия христианства в Xакасии с давних времен народ имел Большой
День Поклонения Ку:н, астрономической датой которого, конечно, был день
летнего солнцестояния – Ку:н Пазы (22 июня по григорианскому календарю). Третьим вселенческим Творцом-Чаяном в шаманистком мировоззрении хакасов считается Ай-Луна
(земная орбита). Из многих археологических материалов нам известно и
то, что Луна тоже была богиней, дарующей плодородие - по лунным лучам
чеоез дымоход в жилище человека опускались дарованные ею хут
(души-зародыши). Эти личинки-зародыши, отправляющиеся вниз от Луны,
отчетливо видны, например, на знаменитом Киме Тас (Каменная Лодка) —
тазминская культура. И
если в жилище человека все было отмеряно по Солнцу — все занятия по
быту и хозяйству, его уклад жизни, его деяния и сакральные действа, —то
с Луной было связано течение времени, начало какого-либо большого дела,
а главное, по ней вели календарь. И если Кун-Солнце по своим действам
был ниже Хан Тиг!р — Кагана Неба (в соответствии Галактика и Солнечная
система), то Ай-Луна собой олицетворяла земную орбиту и воспринималась
как спутник Земли в его странствиях по Небу. В хакасском фольклоре
известны страницы повествований, когда Земля (назовем пока так)
отправляет по своим поручениям Луну, и Луна выполняет их с
удовольствием. В
этнографической литературе мы можем встретить немало данных о почитании
Солнца и Луны: каждое утро хакасы молились Солнцу, а Луне молились
каждый третий день новолуния. Обряд почитания Луны особо совершался
беременными женщинами, а самой верной кляттвой считались слова:
«Клянусь я Солнцем и Луной». При рождении нового месяца требовалось
произвести окуривание богородской травой того жилища, где появился
новорожденный, свадьбы полагалось проводить на пятый день новолуния, а
для камлания считался наиболее удачным седьмой день новой Луны. Словом,
заканчивая короткую пояснительную справку о тройке вселенческих богов,
считаем нужным подчеркнуть еще раз мысль о научности и
материалистичности хакасского шаманизма. Эту мысль усиливает еще один
интереснейший факт: у богини Солнца, изображенной на Онхаковской стеле,
свободно ниспадающая вниз одежда покрыта 11-ю кругами, а над головой
возвышается корона. Если обратиться к астрономическим исследованиям, то
существование Солнечной Короны налицо (в несколько десятков радиусов
Солнца), а периодичность солнечной активности (протуберанцев в
солнечной короне) составляет 11 лет. А пик солнечной активности мощно
влияет на земную жизнь, вызывая засухи, наводнения, ураганы, эпидемии и
разломы в земной коре, в том числе магнитные бури в атмосфере Земли И
если помнить о том, что кругообращение года в традиционной культуре
хакасов есть «колесо времени», то есть круг, то приходится еще раз
удивляться астрономическим знаниям наших предков. Следующая
тройка богов — тройка жизненосных и судьбоносных сил, которые, однако,
находятся ниже космических или вселенческих, и выполняют другие функции
творения Жизни на Земле, вверенные только им. Это, во-первых, сама
Земля — Чир Ине (Чир-Суб в каменных письменах). В современной интерпретации Чир Ине — Мать Земли отвечает за все, что творится на Земле, за все формы жизни. Но жизнь этим формам дает Ымай Ине — Богиня материнства, жизни и плодородия, но всему определяет время и срок жизни третий мифический персонаж, имя которому Чарлаг Хан — Бог Судьбы.
Все эти три бога во всем своем величии описываются в древних енисейских
письменах, участвуют в жизни людей активнейшим образом, влияя на них
как в житейских делах, так и в катаклизмах. По
мотивам древних мифов, Ымай Ине является супругой Хан Тиг!р (Кагана
Неба), а Чарлаг Хан — их сыном: вспомним «Онгинский памятник» — «Я —
сын Неба, Я — Бог Судьбы». Из хакасского фольклора, в частности, из
больших эпических богатырских сказаний, нам известно немало описаний
того, как Чарлаг Хан — Вершитель Судьбы и Рока в окружении других
богов-созидателей перелистывает Золотую Книгу судеб человеческих,
предрекая героям их земной путь. А у истока этого пути всегда стоит
Ымай Ине — подательница_и хранительница детских душ, для испрашивания
которых существовал с давних времен специальный обряд, который
проводился на святилищах с установленным там каменным изваянием,
символизирующим материнское начало. Особо
хочется отметить материнское начало Матери Земли, которое от древнего
первоначального значения Земля-Вода (Чир-Суг) с течением веков
трансформировалось в обозначение отечества – Родина. До сих пор у
стариков, по воле случая или судьбы оказавшихся вне родного аала,
существует выражение: «К!н!м сыстапча чир!ме» («По родной земле
пуповина болит»). Налицо факт двойного материнства: незримая пуповина
связывает человека с Матерью, родившей его, как и с Землей, на которой
родился. И мало кто, оказавшись вне Родины, избегает печальной участи
ностальгии. Таким
образом, та тройка богов (Ымай Ине, Чарлаг Хан, Чир Ине), о которых
идет речь в данной пояснительной справке, имеет не только философское,
но и психо-энергетическое значение, поднимая духовную культуру
хакасского этноса на высокий общечеловеческий уровень. Эта тройка богов
дарует обитателю Среднего мира рождение, судьбу и родину, оставляя на
его совести личный выбор между двумя мирами, между Верхним и Нижним,
между Добром и Злом. Теперь
о третьей тройке Творцов-Чаянов. Ниже уже названных богов по иерархии и
слоям (сферам) неба находятся силы, правящие стихиями Земли. Хакасский
фольклор называет их ханами, они действуют в согласии с Матерью Земли,
их имена звучат так: Ку:гу:рт хан (Бог Грома и Молнии), Сугдай хан (Бог Дождя и Вод), Чилдей хан
(Бог Бури и Ветра). Они спасают земную оболочку от внедрения в нее
нежелательных космических процессов, как бы являются стражниками Земли.
Об этой функции, как и о других, много говорится в хакасских
космогонических сказаниях, в подробностях описывается их участие в
жизни людей. Заканчивая
пояснения по поводу девяти Творцов-Чаянов, обитающих на семи слоях Неба
(!), необходимо подчеркнуть, что это микросхема макрокосма, возведенная
народом на поэтический уровень, одухотворенная и оживотворенная в
устном народном и составляющая смысловое ядро мифологии хакасского
шаманизма, основанное на материалистичности мировосприятия. Представление
о вертикальном макрокосме отражено, еще раз напомним, в трехмерности
пространства, т.е. в делении на три мира – Верхний, Средний и Нижний.
Говоря о Среднем мире, развернем его в горизонтальном ракурсе.
Шаманистское разделило его на суть сути самой Природы (твердь, вода,
животный и растительный мир) и Человека с его укрытием от Природы
(жилище). Напомним о сакральности числа 3, ибо речь опять пойдет о
тройках божеств первого и второго плана. Хакасский фольклор ставит эти силы на уровень «ээз!» — хозяев (сравни: каган — космос, хан — стихия, ээз!
— наземное). Так тройка божеств первого плана названы следующим
образом: Таг ээз! (Хозяин горы), Суг ээз1 (Хозяин воды) и Тайга ээз1
(Хозяин тайги). Все они являются распорядителями и функционерами всего
сущего наземного мира — воды, суши, фауны и флоры. О них в устном
народном творчестве существует огромное количество мифов, легенд,
сказок, рассказов-былей... У каждого народа в языческом прошлом эти
персонажи имеют место быть, составляя экзотическое ядро богатой
мифологии. Достаточно провести паралель между двумя народами —
тюркскими и славянскими. Классика русских народных сказок о Хозяйке
Медной горы, леших, русалках, водяных, о перевоплощениях человека в
животного и т.д. доказывает единый языческий исток всего евразийского
континента. Тройка божеств второго плана, обитающих в жилище человека, в традиционной культуре хакасов названы так: От Ине (Мать — Огонь), Тура ээз! (Хозяин дома) и Ирк!н ээз!
(Хозяин Порога). Велико значение Матери Огня, мифической дочери Абахай
Ку:н (абахай — статус княгини), самой всесильной богини — Солнца.
Рожденная в недрах космоса, на земле она выполняет функции, дарующие
человеку тепло и пищу в жилище. В конце XIX века Н.Ф. Катановым было
записано Поклонение От Ине, совершаемое в течении новой луны со дня
Улуг Ку:н — Большого Солнца (со дня летнего солнцестояния). Налицо
троекратное (!) поклонение Золотому Светилу: общественное моление при
большом стечении народа самой богине Солнца — солнечному божеству,
изображенному на каменных плитах предками аборигенов Хакасии в день
Ку:н Пазы — Пика Солнца: затем поклонение Матери Огня в каждом жилище в
отдельности (своей семьей); ежедневное моление Солнцу при восходе
(каждым отдельно взятым человеком). Отсюда
проистекает непреложная логика того, что вход в жилище человека всегда
был ориентирован на восход солнца, потому что именно в зависимости от
него выстраивалась вся потому что именно в зависимости от него
выстраивалась вся система работы по хозяйству и быту человека. Вторым божеством в жилище был Тура ээз! - Хозяин Дома, стражник,
охранник и накопитель добра и психической энергии семьи. Главным местом
в жилище по праву отводилось очагу, вторым по значимости - супружескому
ложу (кстати, оно закрывалось от посторонних глаз занавесом), третьим -
место колыбели (когда ребенок вырастал, там ставился абдыра-сундучок с
к!н-пуповиной младенца). Функции Тура ээз!, были разнообразны и очень
значимы для семьи: это и укрывание от непогоды, сбережение от нечистой
силы, отдохновение от трудов вне жилища, это и место для очищения тела
и души, для приема гостей... Понятие Хозяина Жилища стечением времени
вылилось в духовную категорию «отчего дома», куда человек стремился
возвратиться из любых странствий. А
вот помогал в этом возвращении Ирк!н ээз! — Хозяин Порога, незримая
серебряная нить которого охраняла в пути от бед и нечисти, указывая
страннику, заплутавшемуся в дороге, единственно верную тропу к отчему
дому. Вообще, с порогом у хакасов связано много запретов: нельзя
плевать на него, рубить на нем мясо, содержать в нечистоте, а главное,
перешагивать, не совершив ему почтительный поклон. С принятием
христианства оказалось забытым моление как Хозяину Порога, так и
Хозяину Жилища. Однако в сознании людей сохранилась генетическая память
испрашивания у этих сил благополучия и удачи. Достаточно вспомнить, как
каждый из нас на пять минут садится перед порогом, прежде чем
отправиться в дальний путь... Теперь
об обитателях Нижнего (подземного) мира. Размытость имен божеств этого
мира объясняется вековым нежеланием произносить их вслух, чтобы не
привлечь внимания к себе. Хакасский фольклор сохранил всего несколько
имен: Ирлик хан (бог Страдания и Смерти), Узут Арыг (богиня Мороза и
Холода), Хара Моос (бог Войны и Рабства) и Таммы хан (бог, надзирающий
над грешниками)… Ирлик хан состоит в супружеских отношениях с Узут
Арыг, с весьма коварной, вероломной и сластолюбивой особой, которая
лестью и обманом обычно завладевает богатырями, заключая их в свои
объятья-сети, и они тогда теряют здравый рассудок и силу. От этой
супружеской пары соответствующего качества рождены и дети: Айна
(Оборотень), Мончых хат (ведьма Петли), Атынчах хат (ведьма
самоубийства)… Подземные божества напускают на людей и скот болезни и
смерть, являются творителями черных шаманов-похитителей хут —
человеческих душ. Проникая в души людей, толкают их на недобрые дела.
Среди различных священнодействий в традиционной культуре хакасов Ритуал
Очищения Души от скверны зла в праздник Чыл Пазы есть показатель
высокой духовности, а запрет на употребление спиртного, через который в
человека обычно вселяются эти силы, в наше время приобретает актуальное
значение. И
в заключение пояснительной записки о божествах подземного мира в
хакасском шаманизме. Кстати, вспомним о «Божественной комедии»,
написанной последним поэтом средневековья О. Данте, в которой
описываются девять кругов ада. В хакасской же мифологии фигурируют те
же девять (!) слоев Нижнего мира. Это ли не доказательство того, что
язычество для всех народов было началом знаний в мировосприятии
окружающей среды, . необходимо подчеркнуть, в материалистичности
мировосприятия. На среднем Енисее еще в тазминскую эпоху подземный мир
изображается в девяти (!) уровнях, в то время как только в XX веке
наукой доказано существование девяти (!) геопластов, ведущих к ядру
Земли. Каким же образом древний житель Хакасии 5 тысячелетий назад знал
об этих девяти слоях? Каким бы образом он ни установил эту истину, для нас крайне важен следующий вывод: традиционное
мировоззрение хакасов зиждется не на мистике, не на фантастических
измышлениях, ни на выдуманных догмах, ни на слепом страхе и суевериях,
а на опыте, знаниях, логике, интуиции, на природных ритмах и
космических циклах, на которых и основывается Годовой Календарный Цикл
улуг ку:н (больших дней), на современном языке говоря, народных
праздников. Источник:
Татарова В. К. Ради жизни вечной (У:зiлбес тамыр у:чу:н). Годовой
календарный цикл хакасских народных праздников – научно-популярная
реконструкция. – Абакан: издательство ХРИПКиПРО «Роса», 2003 – 44с
космоэнергетика | холотропное дыхание | места силы
|